
3В. Даны функции и
а) Пусть Решите уравнение
б) Пусть Решите неравенство
в) Наудачу выбирают целое b такое, что Определите вероятность того, что функция
определена при всех целых x.
г) Найдите все значения b такие, что уравнения и
равносильны.
Решение. Преобразуем исходные функции
а) Запишем уравнение в виде
б) Запишем неравенство в виде
Ясно, что Далее,
подходит, но при
левая часть не определена. Наконец при
обе части определены и неотрицательны и можно возвести неравенство в квадрат
Окончательно,
в) Всего есть 7 подходящих в неравенство положительных чисел, столько же отрицательных и еще ноль, итого 15 вариантов. Функция определена всюду, кроме интервала с концами в точках −1 и
Поэтому нужно, чтобы на этом интервале не было целых точек. Это верно при
и все, поэтому «хороших» вариантов всего 1. Значит, вероятность равна
г) Уравнения равносильны, если у них совпадают множества корней. Заметим сразу, что уравнение (то есть
) при любом b имеет корень
значит, и уравнение
При первое уравнение принимает вид
При первое и второе уравнение принимает вид
Второе уравнение мы уже решали в пункте а, у него есть только корень
Первое же после возведения в квадрат дает
Так как то
не является решением. Поэтому такое b тоже подходит.
Ответ: или
Ответ:3В. а) б)
в)
г)
| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
|---|---|
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. | |
Ответ:3В. а) б)
в)
г)
Ответ:3В. а) б)
в)
г)
PDF-версии: