
2. Дана функция
а) Найдите все значения параметра a такие, что число является корнем уравнения
б) Пусть Постройте график функции
на отрезке
в) Пусть Изобразите на координатной плоскости множество всех точек с координатами
такими, что
и
г) Найдите все значения параметра a из отрезка такие, что уравнение
имеет хотя бы одно решение при всяком b из отрезка
Решение. а) Подставим Получим
Ответ:
б) Преобразуем функцию.
Значит можно построить этот график цепочкой преобразований
в) Определим сначала точки на отрезке в которых функция принимает значение 0. Решим уравнение:
Как видно из графика, функция положительна между этими точками и отрицательна при
Теперь перейдем к задаче. Нужно чтобы и
имели одинаковый знак. То есть либо были оба отрицательными, либо оба положительными. Разобъем квадрат
на 9 частей линиями
и заштрихуем те части, в которых это условие выполнено.
г) Преобразуем функцию:
Поскольку принимает все значения от −1 до 1, то эта функция принимает все значения от
до
(отметим, что
поскольку
Итак, функция принимает значения на отрезке длины 1. Но и отрезок имеет длину 1, а все значения из него должны приниматься. Значит, это один и тот же отрезок, откуда
значит,
или
— других таких точек на
нет.
Ответ: или
Ответ: а) б) см. рис.; в) см. рис.; г)
| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
|---|---|
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. | |
б) Преобразуем функцию.
Значит можно построить этот график цепочкой преобразований
в) Определим сначала точки на отрезке в которых функция принимает значение 0. Решим уравнение:
Как видно из графика, функция положительна между этими точками и отрицательна при
Теперь перейдем к задаче. Нужно чтобы и
имели одинаковый знак. То есть либо были оба отрицательными, либо оба положительными. Разобъем квадрат
на 9 частей линиями
и заштрихуем те части, в которых это условие выполнено.
г) Преобразуем функцию:
Поскольку принимает все значения от −1 до 1, то эта функция принимает все значения от
до
(отметим, что
поскольку
Итак, функция принимает значения на отрезке длины 1. Но и отрезок имеет длину 1, а все значения из него должны приниматься. Значит, это один и тот же отрезок, откуда
значит,
или
— других таких точек на
нет.
Ответ: или
а)
б) см. рис.; в) см. рис.; г)
б) Преобразуем функцию.
Значит можно построить этот график цепочкой преобразований
в) Определим сначала точки на отрезке в которых функция принимает значение 0. Решим уравнение:
Как видно из графика, функция положительна между этими точками и отрицательна при
Теперь перейдем к задаче. Нужно чтобы и
имели одинаковый знак. То есть либо были оба отрицательными, либо оба положительными. Разобъем квадрат
на 9 частей линиями
и заштрихуем те части, в которых это условие выполнено.
г) Преобразуем функцию:
Поскольку принимает все значения от −1 до 1, то эта функция принимает все значения от
до
(отметим, что
поскольку
Итак, функция принимает значения на отрезке длины 1. Но и отрезок имеет длину 1, а все значения из него должны приниматься. Значит, это один и тот же отрезок, откуда
значит,
или
— других таких точек на
нет.
Ответ: или
а)
б) см. рис.; в) см. рис.; г)
PDF-версии: