
3Б. Дана функция 
а) Найдите первообразную функции
на множестве
график которой проходит через точку 
б) Постройте график функции ![]()
в) Проверьте, является ли прямая l, заданная уравнением
касательной к графику функции ![]()
г) Найдите площадь фигуры, ограниченной графиком функции
осью абсцисс и прямыми l и ![]()
Решение. Заметим, что
поэтому все ее первообразные имеют вид






а) Подставим в уравнение
точку
Получим
откуда
Итак, это 
б) Очевидно
определена при всех
и является четной функцией. При
откуда
— вертикальная асимптота. Горизонтальных и наклонных асимптот нет, поскольку при больших x функция ведет себя примерно как квадратичная функция
Ясно, что
так что корней у функции нет.
Возьмем ее производную





















Воспользовавшись методом интервалов, получим что
при
и
при
Значит, функция возрастает при
и
и убывает при
и
Функция имеет минимум при

Возьмем вторую производную






Осталось построить график.
в) Если
является касательной, то производная в точке касания равна −15. Решим уравнение





Ясно, что одним из корней является
Напишем уравнение касательной в точке

Сошлось.г) Найдем точку пересечения прямой
с осью абсцисс.
Значит, область ограничена сверху графиком функции (функция выпукла вниз, поэтому ее график лежит выше касательной), а снизу — касательной при
и осью абсцисс при
Опустим из точки
перпендикуляр на ось абсцисс. Получим прямоугольный треугольник с катетами
и
площадь которого равна
Добавим к фигуре этот треугольник и вычтем потом его площадь из ответа. Тогда получаем

























![]()








Ответ: а)
б) см. рис.; в) да, является, в точке с абсциссой
г) ![]()
| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
|---|---|
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. | |
б) см. рис.; в) да, является, в точке с абсциссой
г)
б) см. рис.; в) да, является, в точке с абсциссой
г)