
1. Дана функция
а) Докажите равенство
б) Решите уравнение
в) Найдите все решения неравенства из отрезка
г) Выясните, при каких значениях параметра a уравнение имеет четыре корня на отрезке
Решение. а) Докажем что Умножим на знаменатель.
Получаем верное равенство. Что и требовалось доказать.
б) Имеем:
Получаем два уравнения. Первое уравнение:
Второе уравнение:
Из второго набора подходят все x, а из первого только те, для которых (те, для которых
посторонние и появились при возведении в квадрат). Итак,
и
Окончательно: и
в) Преобразуем неравенство:
На промежутке функция
возрастает от −1 до 1, при этом
и
Аналогично на промежутке
функция
убывает от 1 до 0, при этом
Отсюда получаем ответ
г) Запишем уравнение в виде и обозначим
Получим уравнение
или
У него не более двух корней. Заметим, что функция
принимает на отрезке
все значения от 0 до 1 (исключая 1) по два раза, значение 1 один раз, а других значений не принимает вовсе. Таким образом, оба корня квадратного уравнения должны лежать на промежутке
Запишем уравнение в виде
и построим график функции
Это парабола с вершиной при
и
Кроме того,
и
Теперь проведем горизонтальную прямую
и посмотрим, как она будет пересекать данную параболу.
Если то прямая пересечет левую ветвь при
и правую при
Этот случай не подходит.
Если то прямая пересечет левую ветвь при
и правую при
Этот случай не подходит.
Если то прямая пересечет левую ветвь при
и правую при
Этот случай не подходит.
Если то прямая пересечет левую ветвь при
и правую при
(на самом деле при
но это неважно). Этот случай подходит.
Если то прямая пересечет левую ветвь при
и правую при
Этот случай подходит.
Если же то прямая пересечет параболу один раз или ни разу, поэтому больше двух корней быть не может.
Итак, откуда
Ответ: 1. б) в)
г)
| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
|---|---|
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. | |
PDF-версии: