
3Б. Дана функция
а) Постройте график функции
б) Найдите значение
в) Напишите уравнение прямой l, касающейся графика функции в двух различных точках.
г) Найдите площадь фигуры, ограниченной графиком функции и прямой l.
Решение. а) При
— парабола с вершиной при
(эта точка не лежит в области
и на графике не появится).
При
— парабола с вершиной при
При
можно пользоваться любой из формул,
Теперь можно построить график.
б) Имеем:
Первый интеграл дает:
Второй посчитаем из геометрических соображений. Площадь под графиком на отрезке от 3 до 5 состоит из площадей двух равнобедренных прямоугольных треугольников с катетом 1, поэтому
в) Поскольку прямая не может касаться параболы в двух точках, она должна касаться каждой из двух парабол. Пусть ее уравнение тогда уравнения
и
должны иметь по одному корню. Значит, дискриминанты уравнений
и
должны быть нулями. Получаем:
Вычитая уравнения друг из друга, получим Тогда из первого уравнения,
Найдем точки касания, чтобы убедиться. что прямая касается нужных частей парабол. Первое уравнение превратится в и имеет корень
Второе уравнение превратится в
и имеет корень
г) Ясно, что график функции проходит выше касательной. Значит,
Ответ: а) см. рис.; б) в)
г)
| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
|---|---|
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. | |
PDF-версии: